Комплекс мероприятий по изучению биографии и произведений Василия Акимовича Никифорова-Волгина.

Описание комплекса мероприятий по изучению биографии и произведений Василия Акимовича Никифорова-Волгина.

Во все времена духовно-нравственное воспитание личности считалось очень важным для развития всей страны. Чтобы ребенок вырос с твердой нравственной основой, необходимо воспитывать его на основе народных православных традиций, где более всего ценятся вера и верность, трудолюбие и ответственность, милосердие и сострадание, прощение и терпение, где чтится семья и уважается старость. Все это можно почерпнуть в творчестве Василия Акимовича Никифорова-Волгина. Знакомство учащихся с произведениями этого писателя в немалой мере способствует их духовно-нравственному воспитанию и развитию, знакомству с историей и культурой своего народа, соприкосновению с лучшими образцами языка русского народа. Творчество этого мастера слова затрагивает душу и волнует каждого читателя, независимо от его возраста, социального положения, отношения к Церкви. В.А. Никифоров-Волгин – один из самых проникновенных духовных писателей, открытых заново. Именно поэтому у нас сложилась целая система изучения творчества этого автора. Для рассмотрения можно взять любую тему, любое произведение. Каждый рассказ удивителен, радостно тих, благостен, теплым огоньком светит читателю. Безусловно, есть в произведениях и мрачные, тяжелые строки о России, о годах гонений на православных христиан. В них мы еще в большей мере чувствуем тоску по Богу: «Все устали. Все горем захлебнулись. Все чают Христова утешения».

Цель работы – реализация на практике комплекса мероприятий по развитию и совершенствованию духовно-нравственных качеств личности учащихся через изучение биографии и произведений В.А. Никифорова-Волгина.

Основные задачи:

Воспитание учащихся на традициях православной литературы через творческое осмысление литературного наследия русского писателя В.А. Никифорова-Волгина

  1. Формирование интереса учащихся к детской книге и чтению через проведение уроков внеклассного чтения, иллюстрирование издаваемых книг писателя, постановку спектаклей.
  2. Раскрытие творческих способностей учеников через участие в спектаклях, концертах, оформление книг.
  3. Творческое общение учащихся, учителей и их родителей через совместную подготовку и участие в праздниках.
  4. Сплочение единого коллектива детей, педагогов, родителей через организацию совместной творческой деятельности.

В системе изучения творчества писателя, которое начинается в начальной школе и продолжается в среднем звене, мы используем следующий комплекс форм работ: (таблицу см. в скачанном файле)

010 Уроки нравственности. Забытый русский православный писатель В.А. Никифоров-Волгин. ТАБЛИЦА 1

Представленные нами материалы могут быть использованы в работе преподавателей основ православной культуры, на уроках внеклассного чтения в начальной школе и в среднем звене, во внеклассной деятельности классных руководителей, а также рекомендуются в помощь педагогам дополнительного образования (театральные студии, литературные клубы, кружки выразительного чтения и художественного слова).

В дальнейшем мы планируем продолжить исследование творчества Никифорова-Волгина и проведение семейных литературно-музыкальных вечеров. Ближайшая перспектива – постановка спектакля по мотивам рассказа «Великий пост» и выпуск книги с одноименным названием, иллюстрированной рисунками гимназистов, а также поездка в Эстонию для работы в государственном архиве.