Живая вода для черствой души

» Живая вода  для черствой души:

от жестокосердия к добросердечию»

 эссэ

Каждый из нас на собственном опыте хорошо знает, как может душа заледенеть настолько, что достучаться до нее не могут даже самые наши родные и близкие люди.

Наблюдая за своим духовным и душевным состоянием, мы можем заметить, как вследствие повседневной грубости, невежества и озлобления в душе растет грех жестокосердия. (Предположим, мы на кого-то обиделись или испытываем ненависть.) Когда человек длительное время проявляет негативные эмоции, сердце становится жестоким. Грубость отклоняет нас от вежливости, побуждает к различным формам жестокости в отношениях, черствости, неучтивости. Вот заходят в школу родители и дети, но многие ли здороваются при встрече с работниками, учителями, сверстниками, снимают головные уборы и вытирают ноги? А это простые правила этикета, проявление уважения к человеку и его труду. Здороваюсь первая, напоминаю о вежливости, некоторым стыдно, опускают глаза. А другим что же все равно? Когда неучтивость становится привычным, обыденным явлением в общении, наше сердце сначала грубеет, затем каменеет и, наконец, становится жестоким. Невежественный человек думает только о себе. Ему хочется пошутить, он это делает, несмотря на то, что идет урок. Нет никакого стыда, уважения к старшим и одноклассникам. В какой бы беде не оказался его товарищ, он, если есть малейшая опасность, пройдет мимо, и его жестокое сердце даже не дрогнет. Бывает, люди пасуют перед страхом. Но дело не в страхе, а в безразличии к чужому страданию. Жестокосердный человек не приемлет никакой ответственности. Например, если что-то не получается, ученик сталкивается с трудностью, то проще всего обвинить учителя, сослаться на недостаток способностей. Все беды и несчастья в его жизни, по его мнению, являются следствием козней других людей, невезения, злой судьбы, неудачливости, словом, виноваты в его напастях все, только не он сам.

В последние годы мы особенно сталкиваемся с проблемой детского жестокосердия. Но отчего же сердце человеческое ожесточается? Взрослые (чаще родители) не замечают, как их внутренне состояние, внутрисемейные конфликты, неумение и нежелание жить в мире и согласии, заниматься воспитанием влияют на детей. Ребенок очень чуток к душевному состоянию взрослого. Поскольку взрослый человек для ребенка это образец. А для взрослого образец – Господь. Вот почему, беседуя на консультации с родителями или детьми, нужно не только утешить и поддержать, но и направить человека к размышлению о своем душевном состоянии. Лишенный нравственного воспитания ребенок становится со временем жертвой обстоятельств, совершает правонарушения, преступления, суицид. Детская душа, как бы подобна маленькому кораблику, выброшенному в море современного общества. Своим поведением и поступками ребенок как бы дает сигнал о помощи. Можно сказать, дети сами просят обеспечить им духовно-нравственное воспитание. Надежда Афанасьевна Дробышевская, врач-психотерапевт, пишет: «Когда мы говорим с детьми о духовной жизни, прививаем добрые привычки, даем нравственную оценку всему тому, что они слышат и видят, мы способствуем формированию у них моральных убеждений, учим преодолевать жизненные трудности  и соблазны, помогаем нравственными методами разрешать конфликтные ситуации». Дети ждут от нас, взрослых, участие, поддержку, добрый совет, доверительное отношение, любовь. Много внимания Надежда Афанасьевна уделяет правильному общению с детьми.

«Внешне, бывает, дети могут казаться общительными, на деле очевидно обратное. В семье, в школе, среди сверстников произошла подмена живого общения виртуальным, которое никак не отвечает на множество вопросов, ежедневно возникающих у ребят. В результате личность не развивается, и это влечет за собой отклонения в поведении: агрессивность, своеволие, непослушание, лень, лживость, воровство». Для развития личности нужно научить ребенка жить по правде, делать то, что полезно, а не то, что хочется.

Дело в том, что у каждого человека есть удивительное свойство, врожденный нравственный закон, позволяющий человеку безошибочно определять нравственное содержание своих действий. Это — совесть, которую преподобный авва Дорофей прямо называет божественным светом в нашей душе. Так каждый из нас ежедневно либо смягчает свое сердце прощением обид и состраданием к чужому горю, либо ожесточает его самооправданием и нежеланием признать собственную неправоту перед людьми, Богом и собственной совестью. Святитель Василий Великий говорил о необходимости общаться друг с другом, нуждаться друг в друге и любить родственного нам.

Так прот. Андрей Ткачев призывает нас, прежде чем постигать христианские добродетели, упражняться в воспитании в себе таких качеств личности, как: дисциплинированность, спокойствие, упорство, честность, тактичность, благодарность, трудолюбие, жизнелюбие, доброжелательность и др.

Одной из главных проблем педагогической психологии является духовно-нравственное развитие личности учащихся. Психологическая служба школы — это одно из звеньев, осуществляющих духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. Психолог в данном случае выступает не только как специалист, который может помочь в личностном развитии, но и как со-работник священнику, помогая ему. Православный психолог Таинств, естественно, не совершает, а вот побеседовать с человеком, дать ему возможность выговориться, чтобы человек не впал в еще большие искушения, — это очень важно.

Кроме того при воспитании детей нужно помнить, если мы будем давать ребенку только нашу, взрослую, истину, это будет внушением, а не развитием его собственной мысли. Наша задача – осуществлять и полезное внушение, и развитие собственной мысли ребенка.

Воспитание детей состоит в том, чтобы родители с законоучителями и учителями шли рука об руку и в религиозном обучении, и в руководстве к благочестивой жизни, даже: родители должны вести это дело, учителя им только помогать.

Какими же формами и методами может руководствоваться детский психолог, педагоги, родители?

Воспитание личности должно включать в себя:

— овладение культурой мышления;

— выработку навыка мыслить самостоятельно;

— привитие вкуса к исследованию явлений социальной, духовной, гражданской жизни и к анализу их причин и следствий.

Воспитание добросердечия в таком случае возможно через:

— собственный пример, общение;

— высокое искусство (например, восприятие классической музыки, посещение картинных галерей, обучение живописи, в музыкальной школе – эстетическое развитие);

— краеведение;

— просмотр и размышление над качественным кино и мультипликацей;

— наблюдение за природой, формирование верного понимания устройства мира;

— закрепление нравственного поведения;

— наполнение ребенка духовно-нравственными ценностями

и т.д.

Религиозное воспитание призвано научить человека изучению самого себя, своего сердца, своей души.

Говоря о нравственных ценностях, святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал: «Свобода без нравственной системы ценностей – это опасная штука». Единство нравственного чувства и интеллекта выражается понятием «совести». Всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Как воспитать нравственное чувство?

Это значит – учить человека способности переживать разнообразные эмоции: радоваться, волноваться, страдать, надеяться, удовлетворяться, разочаровываться.

Как сформировать нравственное достоинство?

Это значит научить человека способности к более или менее широким обобщениям, к оценке окружающего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках.

Как воспитать нравственное чувство?

Для этого необходимо тонкое интеллектуальное развитие, выработка способности сравнивать, сопоставлять, обобщать, судить.

Как сформировать эстетическое чувство?

Через природу, произведения литературы, изобразительное творчество. Причем рисование считается лучшим средством для развития внимания и воли. Эстетическое чувство – это воспитание у ребенка чувства красоты, любви к прекрасному и деятельное стремление к нему.

Например, даже психологическая диагностика должна иметь развивающий характер. В качестве примера рассмотрим ситуацию из методики «Моральная дилемма». Оценивание нравственно-этических норм поведения можно проводить с помощью решения проблемных ситуаций. Ситуации должны быть понятны воспитанникам. Цель: выявление усвоения нормы взаимопомощи в условиях моральной дилеммы.

Олег и Антон учились в одном классе. После уроков, когда все собирались домой, Олег попросил Антона помочь найти свой портфель, который пропал из раздевалки. Антону очень хотелось пойти домой поиграть в новую игру. Если он задержится в школе, то не успеет поиграть, потому что скоро придёт папа и они пойдут на тренировку.

Вопросы:

  1. Что делать Антону?
  2. Почему?
  3. А как бы поступил ты?

При оценивании учитывается: ориентация на интересы и потребности других людей; направленность личности — на себя или на потребности других.

В процессе профилактики и коррекции личностного развития можно использовать методы сказкотерапии, использование советской мультипликации. До недавнего времени мультфильмы отечественного производства были не коммерческой структурой.  И поэтому наши режиссеры и художники-мультипликаторы создавали настоящие произведения искусства. Почти каждый отечественный мультфильм – это маленькая притча, где далеко не все лежит на поверхности. Здесь все события происходят в светлом, понимающем мире, несут в себе заряд тепла и любви.

Например, сказка «Мешок яблок».

Нравственная тема: добро сеять – добро пожинать.

Воспитательная работа (вопросы для обсуждения):

  • Мне понравился заяц потому, что…
  • Мне понравилась или не понравилась сорока потому, что…
  • Как можно охарактеризовать поступки зайца?
  • А как бы ты поступил? Почему?
  • Что бы ты посоветовал сороке?

Речевая деятельность (разбор пословиц):

  • Как аукнется – так и откликнется.
  • Доброе дело без награды не останется.
  • Кто скуп да жаден, тот в дружбе не ладен.

Существует много игр, подходящих для занятий и перемен. Перемена – это тоже рабочее пространство для педагога, время, когда можно заинтересовать скучающего или разбаловавшегося ребенка, со старшими ребятами обсудить разные вопросы.

Для формирования нравственного и психически здорового человека, по мнению И.А. Сикорского, необходимо развитие ума, чувства и воли. Причем воля – истинная основа характера. В воспитании ребенка, его воли чрезвычайно важна роль личного авторитета взрослого, превосходство ума, знаний, душевных свойств. Для развития саморегуляции можно использовать упражнения из нейропсихологии.

Для того, чтобы воспитать детей духовными и нравственными, нужно понимание взрослыми, коренные перемены, понимание того, что без крепкого духовного стержня человек не в состоянии противиться злу. Духовная природа семьи – основа духовно-нравственного воспитания детей. Именно такое воспитание поможет вырасти честных, добрых людей.

 

Примечание.

  1. http://foma.ru/ozhestochenie.html
  2. https://www.youtube.com/channel/UCQ2U4tPvCy1klONOMXi5HwA
  3. Авдеев Д. Как сохранить душевный мир. – М.: Лепта Книга, 2015. – 160 с.
  4. Дробышевская Н.А. Не должны быть потеряны дети: Из опыта работы с трудными детьми. – М.: Издательство Московской Патриархии Русской Православной Церкви, 2013. – 176 с.
  5. Гомаюнов С.А., прот. Церковь и её школа. – Вятка [Киров]: Буквица, 2012. – 128 с.